Елена и Виктор Воробьёвы представят инсталляцию «Художник спит» на 57-й Венецианской биеннале

  • Post author:
  • Post category:Новости
Их работы связаны, прежде

С 13 мая по 26 ноября 2017, казахстанский арт-дуэт Елены и Виктора Воробьёвых покажет свою инсталляцию «Художник спит» в основном павильоне одной из самых престижных выставок мира – 57-й Венецианской биеннале.

 

К участию художников пригласила руководитель биеннале и по совместительству куратор парижского Центра Помпиду Кристин Масель. Тематика биеннале этого года звучит как VIVA ARTE VIVA, что в переводе с итальянского означает «Да здравствует живое искусство!». По словам Масель, «В мире, полном конфликтов и столкновений, которые поставили гуманизм под серьезную угрозу, искусство является наиболее ценной частью человеческого существа. Это идеальное место для осмысления, индивидуального выражения, свободы и фундаментальных вопросов. Сегодня роль, голос и ответственность художника больше, чем когда-либо, играют решающую роль в рамках современных дискуссий».

 

Кроме того, 12 мая в Венеции Aspan Gallery устраивает вечер, посвященный Воробьевым. На мероприятии будет презентована монография художников «Художник спит» на английском языке под редакцией Виктора Мизиано. Ее русскоязычная версия вышла в 2015 году и была названа «Книгой сезона» по версии сети магазинов «Меломан», а онлайн-портал Buro 24/7 включил издание в рубрику «Объект желания».

 

Инсталляция «Художник спит» была создана в 1996 году и является программным произведением Воробьевых. Работа, состоящая из кровати, на которой мирно дремлет человеческая фигура, фактически буквально воплощает своё название. Она также сопровождается небольшим текстом авторства Елены Воробьёвой: «Художник спит. Будить его, трясти, призывать соответствовать времени – одно из бесполезнейших занятий. Тот же, кто вечно не дремлет, у кого всегда «ушки на макушке», «нос по ветру» и ремесло наготове, почему-то мало кого устраивает. Остаётся только ждать, когда эта спящая глыба зашевелится, протрёт глаза и встанет как бы «по нужде». Вот тогда не пропустите момента – результатом его усилий может оказаться шедевр». Последний раз инсталляция была показана в 2015 году в Алматы в рамках ретроспективы арт-дуэта, организованной Aspan Gallery в Музее искусств им. А. Кастеева.

 

Среди других выдающихся работ Воробьевых можно отметить «Фотография на память. Если гора не идет к Магомету…» (2002), «Казахстан. Голубой период» (2002-2005), «Базар» (1990е-2000). Ранее художники представляли персональную выставку «Художник спит», организованную Aspan Gallery в Музее искусств им. А. Кастеева в Алматы (2015). Групповые выставки: 8-я Азиатско-Тихоокеанская триеннале (2015), BALAGAN!!! в Берлине (2015), The Beast and the Sovereign в MACBA, Барселона и Württembergischer Kunstverein, Штутгарт (2015), 1-я Киевская биеннале (2012), 14-я Биеннале скульптуры Каррары (2010), Павильон Центральной Азии на Венецианской биеннале (2009, 2005).

 

Елена и Виктор Воробьевы работают вместе с 1990-х годов. Они используют различные техники и жанры, и в результате на свет появляются многослойные и часто ироничные произведения. Их работы связаны, прежде всего, с постсоветской реальностью постоянных перемен и дезориентации и повествуют об их воздействии на каждодневную жизнь людей. Художники фиксируют эфемерные и незаметные детали повседневности, частные характеристики, а также вещи и явления, которые порой остаются незамеченными и не всегда притягательны для глаз. Используя очень легкий и ироничный подход, Воробьевы по-новому представляют окружающую действительность, обнажая ее социальную и культурную подоплеку.

 

Венецианская биеннале – крупнейшее событие в мире современного искусства, которое посещает более полумиллиона человек. Выставка проводится один раз в два года в Венеции. Помимо павильонов более 80ти стран на центральной выставочной площадке венецианских садов и Арсенале проходит выставка, организованная куратором биеннале под общей темой. С момента основания в 1895 году биеннале зарекомендовала себя как важнейший форум мирового искусства, повлиявший на развитие современного искусства в двадцатом веке.